Поиск по этому блогу

суббота, 3 июля 2010 г.

Каурисмяки А. Я нанял убийцу (2)

ЭПИЗОД 28

Квартира Маргарет. Утро

Серый, дождливый день. Маргарет стоит в халате у окна гостиной, смотрит на улицу. В руках у нее кружка с кофе, но она не пьет. Анри в рубашке сидит посреди комнаты за квадратным столом. За ним открытая дверь спальни, там видна незастеленная постель. Квартира выглядит буднично, не особенно аккуратно, но и не неряшливо, если вам понятно, что я имею в виду.
Похоже, что Анри только что признался в чем-то важном, например, в том, что нанял киллера, чтобы тот его убил. Маргарет поворачивается и начинает говорить, но старается не смотреть в глаза Анри; ее внимание сейчас особенно привлекает что-то в висящей на стене журнальной репродукции с пейзажем Констебля.

Каурисмяки А. Я нанял убийцу (1)

ЭПИЗОД 1
Регистратура документов лондонской водопроводной компании. День

Пустынные улицы в центре Лондона. Главный вход в учреждение, сбоку медная табличка: «Водопроводная компания Ее Величества».
По длинному коридору с кипами бумаг снуют служащие и постоянно уступающие им дорогу заблудившиеся клиенты; похоже, самые старые там и родились. На одной из дверей табличка: «Регистратура документов».
Комната метров в шестьдесят. Стены на полтора метра от пола — грязно-серо-синего цвета. Выше они когда-то были белыми. В три безупречно прямых ряда стоят пятнадцать письменных столов. Над каждым — лампа дневного света, за каждым сидит служащий. Тихо шуршат ручками над кипами документов, которыми завалены столы.

Каурисмяки А. По поводу жалости сценариста к самому себе

Аки Каурисмяки.
По поводу жалости сценариста к самому себе
(предисловие к сценарию "Я нанял убийцу")

Если ветер — это дыхание Бога, о чем я однажды в давным-давно утраченной юности прочитал, услышал догадку или узнал как-то иначе, то все же это не помогает понять, почему что-то повредилось в сознании Петера фон Багха тем осенним днем несколько лет назад, когда он полунебрежно бросил два исписанных нескладным почерком листка с идеями фильмов на стол подвального закутка Film-Total для «свободного использования». Одна из этих идей — по которой человек нанимает киллера, чтобы тот его убил, но потом передумывает — легла в основу киносценария, который читатель сейчас держит в руках. Выбор частично объясняется постоянным ростом спроса на медицинские услуги в сфере душевного здоровья в нашей стране.

Аки Каурисмяки о сценарии



У меня два метода. Если у меня есть сценарий, я ему чётко следую. Если сценария нет, то я импровизирую. Никто больше не импровизирует - ни оператор, ни актёры. Только я.
***
Когда я был молод, я сидел в ванной комнате и идеи просто так приходили ко мне. Но теперь я повзрослел, теперь я просто сижу в ванной комнате.
***
Нынешних молодых режиссёров больше всего волнует не форма и не содержание, а фрак для «Оскара». Они хотят делать плохие фильмы, которые притворяются хорошими. Лично я предпочитаю откровенно плохое кино.
***
Кино — это свет, а с солнцем соперничать бессмысленно. Вернее кино — это свет и тени, игра между ними. Тени — это жизнь. Мужчина и женщина противостоят миру, ничего нового тут не придумаешь.
***
Сам я из рабочих и понятия не имею, как делать фильм для богатых. О чём они между собой говорят? Предположим, она смотрится в зеркало: какое бы платье мне надеть вечером? А он: Ах, у меня сегодня ужасный стресс.

Александер С., Карашевски Л. Эд Вуд (5)

НАТ. - ТЕМНАЯ ГОРОДСКАЯ УЛИЦА - ДАЛЕЕ

Старинный лимузин-КАТАФАЛК бесшумно катит по темной улице.


ИНТ. - КАТАФАЛК

Эд за рулем. Тор, неважно выглядящий Бела, Вампира, и Крисвел - все они в этой даже чересчур специфической машине. С ними и взволнованная Кэтти.

Все одеты в безвкусные "пугающие" костюмы. Тору пришлось нацепить БЕЛЫЕ КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ - чтобы соответствовать образу своего героя.

Александер С., Карашевски Л. Эд Вуд (4)



НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ - НЕМНОГО ПОЗДНЕЕ

Силами съемочной группы организована небольшая запруда, и сейчас Кролик наполняет ее водой из брандспойта. Глубина воды в жилище осьминога достигла одного фута.

Эд стоит на берегу и восхищается водоемом.

ЭД
Вот. Теперь то, что надо!
(обращается к Полу)
Пол, а где мотор от осьминога?

Александер С., Карашевски Л. Эд Вуд (3)



ИНТ. - "У МОКАМБО" - НОЧЬ

Типичный ночной клуб пятидесятых. Девушки на подиуме. Эд, Бела, и Крисвел со своими помощниками заняли ближайший к сцене столик. Все они раскованы и веселы. Крисвел, стараясь перекричать присутствующих, делает заказ ОФИЦИАНТУ.

КРИСВЕЛ
Принесите мне еще два мартини. Эдди выпьет
еще одно виски, Дагмару - ром-колу, Мустафа
и Король - по бокалу Шабли... Эй, Бела! Вина
выпьешь?

БЕЛА
Нет. Я не пью... вино.

Александер С., Карашевски Л. Эд Вуд (2)



НАТ. - УЛИЦА - РАННЕЕ УТРО

Мы на съемках первого эпизода из первой серьезной кинокартины Эда! НЕБОЛЬШАЯ СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА - человек из двенадцати - устанавливает камеру, выгружает отражатели из автомобилей. Голос Эда звучит над всеобщим гвалтом.

ЭД (за кадром)
Простите, можно минутку внимания?! Не могли
бы вы все подойти ко мне? Хочу сказать пару
слов.

Александер С., Карашевски Л. Эд Вуд (1)


Скотт Александер, Ларри Карашевски
(по книге Рудольфа Грэя)

ЭД ВУД (1994)
(режиссер: Тим Бертон)

Начальная версия сценария (ноябрь 20, 1992)
(С) Перевод: Александр Тихонов
xander54@rambler.ru (20/X/2002)


ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ.

ИНТ. - ОДНА ИЗ КОМНАТ "ДОМА С ПРИВИДЕНИЯМИ" - НОЧЬ

Мы движемся по таинственному особняку - он темен и пуст. Порой, когда в поле зрения попадают узкие высокие окна, мы замечаем, что на улице бушует штормовой ливень. Раскаты грома и вспышки молнии. Очень скоро мы попадаем в мистически освещенную, изысканную и в то же время жуткую комнату. В центре ее - дубовый гроб.

Володин А. Звонят, откройте дверь (2)


Гена ждал ее на бульваре.
— Здравствуй! — сказала Таня.
— Здорово.
— Слушай, ты не поможешь мне? Здесь одного излупить надо. Не бойся, у нас в классе все мальчишки коротышки. Вот он. Ты его подзови и валяй, а я пока спрячусь, ладно?
Она отошла и спряталась в телефонную будку. Отсюда ей было все видно.
Вот она увидела приближающегося Бардукова. Он шел вихляясь. На боку его болталась сумка.

Володин А. Звонят, откройте дверь (1)


Александр Володин
Звонят, откройте дверь!
(Режиссер-постановщик — Александр Митта)

Девочка шла по зимней улице, то ли вспоминая что-то, то ли так, не думая ни о чем. Снег падал на мостовую, рассеянно витал, словно выбирая место, куда опуститься. Прохожие спешили — холодно, да и дела у всех. Сумрачный, озабоченный день.
Дома никого не было. Она прошлась по пустой комнате, достала из шкафчика несколько пластинок, поискала, выбрала. Поставила пластинку на диск проигрывателя.
Это грустная, неторопливая итальянская песня. Поет ее, наверно, не взрослая певица: у нее низкий, по-детски хрипловатый голос.